Самые влиятельные женщины-ученые 2016 года

Научный журнал Nature опубликовал список из десяти человек, которые оказали максимальное влияние на развитие науки в 2016 году. Это далеко не первый список, публикуемый журналом — он составляется ежегодно. Среди людей, оказывающих влияние на науку, журнал называет далеко не только ученых. В этом списке могут оказаться политики, люди искусства и общественные деятели. Но больше, конечно, ученых.

Каких женщин редакция Nature посчитала самыми влиятельными людьми в науке в этом году? Давайте посмотрим.

Габриэла Гонсалес, физик

Гонсалес — руководитель программы по обнаружению гравитационных волн.

Физик Габриэла Гонсалес выполняет сейчас обязанности пресс-секретаря международной коллаборации LIGO, которая объявила в уходящем году об открытии гравитационных волн. Она продолжительное время занималась (и до сих пор занимается) координированием работы групп ученых, работавших в разных странах мира. В числе прочих отмечены и специалисты из Италии, которые работали с интерферометром Virgo. Гонсалес уже заявила, что в 2018 году она собирается уйти с поста пресс-секретаря и заняться чистой наукой. В 2017 году истекает ее контракт с упомянутой организацией.

Кстати, таланты Гонсалес не ограничиваются организаторской работой. Она начала свою научную деятельность, как физик теоретик — во всяком случае, ее аспирантская работа касалась именно сферы теоретической физики. Но позже она переключилась на экспериментальную физику, и достигла успеха на этом поприще. Ее коллеги называют Гонсалес первоклассным ученым.

Селина Мартелли, врач

Раскрыла причину рождения детей с микроцефалией в Бразилии.

Селине Мартелли удалось установить связь между заражением людей вирусом Зика и микроцефалией. Что касается вируса Зика, то он вызывает не слишком тяжелую лихорадку у человека. В начале этого года вирус вызвал вспышку одноименной лихорадки в странах Латинской Америки. После этого в ряде регионов стали рождаться дети с микроцефалией, врожденным дефектом, который выражается в том, что у ребенка мозг и череп намного меньше нормы.

Следствие этого — умственная осталось ребенка, нарушения слуха и зрения. Фактически, эпидемия вируса Зика привела к появлению эпидемии микроцефалии.

Селина Мариа Турчи Мартелли  — специалист по инфекционным заболеваниям. Она занялась проблемой микроцефалии по просьбе министра здравоохранения Бразилии. Изначально работа проводилась только в штате Пернамбуко. «Как эпидемиолог, я и в страшном сне не могла представить, что микроцефалия станет эпидемией», — говорит Турчи.

После того, как ученые выявили связь между Зика и микроцефалией, Турчи незамедлительно обратилась к коллегам, включая эпидемиологов, специалистов по инфекционным заболеваниям, педиатров, нейрологов. Эпидемию удалось остановить благодаря усердной работе всех участников соответствующей научно-исследовательской программы.

Александра Элбакян, научный интернет-пират

Создала сайт Sci-Hub, дающий возможность бесплатно скачивать статьи из научных журналов, за которые обычно приходится выкладывать значительные средства.

Александра Элбакян, столкнувшись с проблемой доступа к научным публикациям, решила создать ресурс, который позволил бы ученым и студентам всего мира бесплатно получить доступ к научному знанию, то есть, к научным публикациям. Ресурс, созданный Элбакян, позволяет любому желающему скачивать статьи из журналов, на которые требуется оформлять дорогую подписку.

В настоящее время этот сайт содержит уже 60 млн статей. С начала этого года администрация ресурса насчитала более 75 млн скачиваний. В 2015 году этот же показатель составил около 42 млн. Загружаемые с Sci-Hub материалы составляют значительную часть скачиваний статей научных журналов во всем мире. Этот показатель достиг уже 3%.

«Отличие Sci-Hub от других проектов в том, что в то время как на другие сайты (например, AvaxHome) контент закачивают пользователи вручную, Sci-Hub — это автоматизированный скрипт, который сам качает научные статьи с сайтов издательств. Человек может скопировать ссылку на ту научную статью, которая ему необходима, и Sci-Hub сам скачает ее и отдаст пользователю, а также зальет скачанную статью на другие ресурсы (например, Libgen). Так скрипт уже скачал около 20 миллионов статей, и работа продолжается. Всего научных статей, по разным оценкам, от 60 до 140 миллионов. Цель — скачать всё», — заявила Элбакян в интервью Geektimes.

Елена Лонг

Она — ядерный физик и транссексуалка. Лонг, по мнению Nature, оказала сильное влияние на научное сообщество тем, что борется с дискриминацией представителей ЛГБТ-сообщества в научной среде. Как видите, для того чтобы попасть в топ-10 людей по версии Nature, далеко не всегда необходимо иметь фантастические успехи в научной карьере.

По материалам GeekTimes.ru.